17 апр. 2017 г.

О любви



Как-то так случилось, что мы все охотно говорим о достаточно сложных вещах, часто даже не задумываясь, что под ними подразумеваем. Получается, как в том анекдоте, что, мол, все специалисты в политике, футболе и воспитании детей. А еще в отношениях. Сейчас новостные ленты соцсетей переполнены постами о том, как построить отношения, как выбрать партнера, какие проблемы с собой и с ним до этих самых отношений обязательно нужно решить. Толковые тексты, и решения проблем грамотные, единственное, что меня смущает – редко в этих текстах встречается слово «любовь». Давайте попробуем рассмотреть поближе, что же это такое, любовь?
Я сама по жизненному опыту оптимистичный циник. И когда-то, в начале консультирования, искренно считала, что тем, кто смог узнать любовь, тем, кто ее переживает сейчас, просто повезло: с родителями, с воспитанием, с отсутствием травматичного опыта. Ну, и второй вариант – они такие «проработанные» товарищи, решившие свои проблемы. Довольно скоро я поняла, что это очередной миф психологического сообщества. Дело не в том, травматик ты или нет, есть у тебя фобия, панические атаки, сложности в бизнесе и т.д. Дело в том, насколько ты человечен. И любовь делает нас человечными, придает смысл нашей жизни, позволяет нам дарить радость другим.
Вот сейчас у меня перед глазами примеры некоторых моих клиентов, травмированных в детстве, в подростничестве, казалось бы не имеющих опыта любви от родителей и близких, но любящих своих жен, мужей и детей. Любящих искренно, тепло и … спокойно, что ли. Без надрыва и нерва, так часто описываемых в литературе, но зато так уютно, когда их глаза изнутри излучают мягкий свет, и ты просто физически его тепло ощущаешь… И эта любовь – их ресурс и путь к Себе, их возможность сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше. Да, такое бывает не всегда и не у всех, но ведь бывает. И намного чаще, чем кажется.
Без любви нет никаких отношений вообще, они превращаются в коммуникацию и следование должностным инструкциям, ну или исполнение супружеского/родительского долга, кто бы что под этими пресловутыми словосочетаниями не понимал. Любовь помогает нам открыться Миру и Другому, которого мы можем Встретить. Она помогает нам честно посмотреть на себя и встретиться с Собой. Она дает возможность творить, быть автором Себя и Жизни, да просто жить и наслаждаться жизнью.
Любовь всегда предполагает отношения. И человеческие отношения всегда подразумевают любовь. Ту самую, человеческую. Когда встретив Другого, я вижу его, учитываю его и соотношу себя с ним. И в наших отношениях отражается наша личная история, хорошая или не очень. И эта личная история навсегда останется с нами, у кого-то как незавершенная ситуация, у кого-то как опыт, у кого-то как радость. Станет ли личная история отношений развиваться до нашей общей истории зависит от того, насколько часто мы способны Встретиться с Другим, насколько мы готовы к Диалогу с ним. Как только Диалог закрывается, и Встречи не происходит, отношения меняются, и чем меньше таких Встреч, тем больше шансов, что личная история станет просто памятью об отношениях. Именно Встреча происходит в тот момент, когда после 10 лет совместной жизни, опять чувствуешь сумасшедшую нежность к мужу, как будто этих 10 лет не было. Когда не просто смотришь на того, кто рядом, а видишь его. Изменившегося, Другого. И не нужно никаких специальных уловок, чтобы «подогреть чувства в паре спустя эн лет». Нужна Встреча Я и Ты. Нужен Диалог. Это куда сложнее, чем выполнить инструкции вроде одеть красивое белье и организовать ужин со свечами, это не так заметно со стороны, зато это куда крепче внутри пары. Это сложно выразить в словах, но если попытаться описать, то при Встрече возникает переживание, что Я важен и значим для Другого, а Он важен и значим для Меня. Что наш совместный быт, дела, постель – менее значимы, чем Я и Другой, что именно Мы – основа этой значимости. Такая Встреча дает смысл, такой Диалог позволяет перспективе в отношениях стать реальностью, но Встреча и Диалог – лишь основа для любви.
Любовь – это признание ценности Другого для меня и надежда, что я тоже ценен для него. Любовь – это вера в человека. Не слепая влюбленность в свой идеал или свои ожидания, а способность увидеть Другого в его сущности, увидеть его потенции и поддержать в их реализации. Потому что мне важен Ты. И я могу своим отношением, своей сущностью, своей поддержкой, способствовать развитию Тебя, если Ты это примешь. И даже если Ты это не примешь, я люблю, и потому хочу, чтобы Ты был, чтобы тебе было хорошо в жизни. И эта фраза содержит в себе решение и принятие, мое решение и мое принятие по отношению к Ты. Но любовь – это и реальность. Любовь ищет выход в заботе, в поддержке, в помощи, в объятиях, в улыбке, в подарках, в том самом банальном «чаще быть вместе». Любовь не может быть внутри, любовь – это создание изобилия, которым я готов делиться с Тобой, с Миром, с Жизнью.
Любовь – это длящееся счастье. Это счастье, которое желает длиться. Но это и готовность к страданию. В любви я готов к ограничениям, неисполненности и безответности. Мы не можем быть вместе всегда, мы не можем постоянно переживать только счастливые моменты в жизни, мы не можем соглашаться во всем с другим, мы много чего не можем. Любовь не устраняет страдания из нашей жизни, но любовь дает нам готовность и возможность справиться с этим страданием.
Через опыт Встречи, Диалога, через принятие, ценность, надежду и веру, через готовность к страданию и возможность пережить его, любовь делает нас людьми, делает нас человечнее, если угодно, очеловечивает нас. И тогда, и только тогда, мы можем передать эту ценность в Мир, мы можем делиться ею с детьми, близкими, друзьями, коллегами. Но это уже совсем другая история…        

Комментариев нет:

Отправить комментарий