Через день будет
поздно,
Через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать…
Через миг будет уже не встать…
…И вот кто-то плачет,
А кто-то молчит,
А кто-то так рад,
кто-то так рад…
Мама, мы все тяжело
больны
Мама, я знаю, мы все
сошли с ума
В. Цой
Уже который день под впечатлением. Вспомнился анекдот, что, мол, как ребенка не воспитывай, все равно ему будет, что рассказать своему психотерапевту. С такой грустью вспомнился. У меня последнее время собрались прям под копирку истории людей, переживших в детстве физическое и эмоциональное насилие от родителей, двойственные послания, обесценивание детских желаний, здоровья и даже жизни, навязанный родителями стыд и запрет на чувства (не только на агрессию, злость, но и на радость). Конечно, это не новость, а вполне себе закономерность: на психотерапию благополучные и «чуток недообследованные» не приходят. Но вот рефреном грусть остается.
У каждого
ребенка есть своя личная история, которая начинается со Встречи. Когда он
впервые увидел человека рядом, и этот человек – неважно кто, будь это мать или
другой взрослый – увидел его. Именно увидел, не отнесся как к функции или
социальной роли, а увидел человека, маленького, пока еще беспомощного, но уже Другого.
Если за основу взять слова Жана Лакана о «зеркальном отражении», то фактически
ребенок осознает себя настоящего при Встрече с Другим, и с этого начинается его
путь к себе или от себя. Чаще от. И это «от себя» создать довольно просто,
просто не давать Встрече свершиться.
Мама сама
тревожная и передает ребенку послания о том, что мир опасен – на словах она
может убеждать его в обратном, но ведь дети «взаправду» воспринимают не слова,
а поступки и невербальные проявления.
Мама
эмоционально некомпетентна (чувствует одно, а обозначает эмоцию, как другую) –
и ребенок ей верит, он верит, что любить можно с холодными глазами и
отсутствующей интонацией, и что такая любовь вызывает не тепло, а опаску, и что
любить можно только так.
Мама
эмоционально или физически отстранена от ребенка – это такая «мама-функция», из
разряда «Что ему еще надо? Покормила, помыла, одела, я же забочусь», и ребенок
отказывается от своих чувств. А что толку чувствовать? Мама без эмоций умоет и
даже температуру на всякий случай померит, а потом физически устранится, есть
более важные дела, чем на детские капризы реагировать. Главное же, чтоб чистый
был и здоровый, больше же потребностей у ребенка нет, не дорос еще. И опора на Другого
не просто истончается или исчезает, ей даже не дают прорасти, а ребенку не дают
возможности почувствовать, что он живой и стоит твердо на ногах (ну и что, что
пока эти ноги – мамины). Он остается сам с миром, без корней, без понимания
себя, и врастает в эдакое подвешенное состояние.
Мама не дает
«зеркального отражения» - ребенок осознает себя через нас, только в нашем
взгляде он живет, в зеркале он живой и настоящий, а внутри себя… он пока просто
существует внутри. Я помню свое детское удивление и долгие попытки ответить на
вопрос, почему я вижу себя из себя только частями (руки, ноги, туловище), а
других целиком, я же тоже целая, я же чувствую свое тело целиком, тогда почему
так? И мама для ребенка – тоже зеркало, она отражает то, что с ребенком происходит,
возвращает ему, именуя, и помогает осознать себя в большом мире, реагируя на
ребенка так, как Мир отвечает нам, взрослым. Только вот бывает, что мама не
готова быть даже мамой, не то что Миром или его частью. И тогда проще отказать
ребенку в части Мира или в Мире, проще отказать ему в присвоении чувств,
изолировать их от него или просто запретить их выражать и чувствовать. А еще
можно запретить Быть. «Не будь таким размазней», «Не будь такой дурой», «Не
Будь…». И это не Будь не только про тревогу, к сожалению.
Мама не дает
позитивного внимания – когда мама мной довольна, мне хорошо, когда мама мной не
довольна, мне страшно. Я пожертвую всем, даже своим телом, чтобы мама была
довольна. Мама обращает на меня внимание, когда мне плохо, значит мне будет
плохо, в том числе и физически. Мама любит меня, когда я «хороший», я откажусь
от всего, что она называет словом «плохо». А если я «плохой», я откажусь и от
себя…
Мама
непоследовательна (или родители непоследовательны) – ребенку, чтобы пережить
опыт уверенности в себе, сначала нужен опыт уверенности в близких, а значит и в
Мире (мама и папа – вот пока мой Мир). Для этого нужны одинаковые реакции
родителей на одинаковые ситуации. Поэтому дети так любят ритуалы, поэтому они
готовы повторять изо дня в день одни и те же действия, это подтверждает не
просто стабильность мира, а само его начилие. Я проснулся – мама улыбнулась, я
плачу – мама обняла. Когда в ответ на одну и ту же ситуацию начинается маятник
реакций (от затискивания до агрессивности или холодности, от «можно» до «не
смей это трогать», от отклика по первому всхлипыванию до игнорирования долгого
плача), в глазах ребенка мир рушится. Это и не Мир вовсе, это песочный замок,
любая волна может его смыть. В лучшем случае, ребенок быстро научится манипулировать.
Менее удачливые так и ходят по песку, проваливаясь, падая в воду, выплывая и
пытаясь что-то на песке построить. Твердо зная, что опять будет волна…
Мама не любит
ребенка – это и про безусловную любовь, и про любовь в принципе. Хотя,
по-моему, любовь в принципе безусловна, если я люблю ребенка за что-то, то я
люблю это что-то, а не ребенка. Конечно, возможность потерять любовь родителей
– кошмар для ребенка. И он будет делать все, чтобы его любили, чтобы он был
ценным, нужным для родителей. Он станет даже не тенью себя, нет, тень похожа на
ее источник, а ребенок станет просто родительским образом. И пока он будет
образом, его будут «любить», «принимать» и «ценить». Только вот ребенка ли
будут «любить»…
Мама агрессивна
– думаю, не стоит говорить много о том, что физическое насилие травмирует
ребенка. Но не меньше травмируют слова. «Отстань от меня», «Уйди», «Не хочу
тебя видеть», «Зачем я тебя родила?». Добавьте к этому соответствующую
интонацию и децибелы. А теперь представьте, что все это обрушивает на Вас
человек, которому Вы чуть выше колен. Да даже если до пояса. И лица не видно,
только звуки, хлещущие и отрезающие от чего-то очень важного. И Ваши протянутые
вверх руки, так и остаются там, в воздухе, и слезы, много слез. А потом, вместо
поддержки, – боль, и Вы еще не понимаете откуда, а потом – шок! – от этого
большого человека, который Вам так нужен сейчас. И надо замолчать, иначе боль
придет опять, а потом надо повторять заученные или подсказываемые большим и уже
не родным человеком слова, чтобы боль не повторилась, по крайней мере, не прямо
сейчас. И это еще не самый худший вариант, это привычный, так «воспитывают»…
Этот перечень можно продолжать, и да, конечно, все это приводит не
только к тревоге. Тревога при подобных родителях – лайт-версия остальных
проблем, но именно тревога не дает возможности изменить что-то. Тревога в таких
ситуациях, как свихнувшийся сторожевой пес, нападает на хозяина, когда он
подходит к принадлежащему ему. И без работы над своей тревогой, без работы с
ней мы не дадим ни себе, ни свои детям возможности Встречи с Собой, с Жизнью, с
Миром. Не дадим шанса быть счастливыми…
Комментариев нет:
Отправить комментарий