5 июн. 2017 г.

Неудовлетворенность или травма?

Хотя бы раз в жизни мы задаемся вопросами: я – это я, но имею ли я право быть собой? Как, когда, при каких условиях это возможно?  Я есть, но могу ли я быть здесь? Может, мне надо это заслужить? Или что-то изменить? Возможно, я недостаточно хорош, чтобы просто находиться здесь? Я живу, но нравится ли мне так жить? Мешает ли мне что-то жить так, как я хочу? Я живу, у меня есть опыт, знания, близкие мне люди, но что дальше? Каким будет мой путь? В какие-то периоды жизни, обычно, кратковременные, мы отвечаем – да, на все эти вопросы, наши сомнения временные, они понемногу рассеиваются, мы что-то в жизни меняем, нам нравятся наши решения и изменения. В этом случае речь идет о кризисе и его успешном преодолении. Но что делать, когда на все эти вопросы ответ – Нет? Когда тихий голос твердит, что ты не на своем месте, что ты ничего не стоишь, и что бы ты ни делал – результата не будет?

Скорее всего – речь идет о травматизации.  О той, которая называется травмой развития или кумулятивной (накопленной) травмой. Достаточно длительный период жизни мы проводим в родительской семье. То, как относятся к нам в семье, то, как себя с нами ведут, что делают в отношении нас, как реагируют на внешние события в нашем присутствии, – все это принимается нами некритично, по крайней мере, до подросткового или юношеского возраста. Мы воспринимаем все действия нашей семьи как норму, находим оправдания неблаговидным поступкам наших близких, а часто просто закрываем на них глаза. Во взрослой жизни опыт непринятия, обесценивания, условной любви, нарушения границ приводит к постоянной неудовлетворенности, бессилию что-либо изменить. Ведь даже при попытках внешних изменений, принятые нами ценности, стереотипы отношений, оценка себя остаются прежними.
Травма развития угрожает нашему физическому здоровью, проявляя себя через психосоматические заболевания. Больший вред она наносит качеству нашей жизни и психическому здоровью. Представьте себе, что Вас нечаянно ударили. Неприятно, конечно, но через пару дней заживет. А если Вас ударят еще раз в то же место? Ладно, совпадения бывают, заживать будет дольше, но все будет ок. А если Вас нечаянно бьют, несильно, легонько так, по одному и тому же месту каждый день? А если по нескольку раз на день? Представили, что будет с Вашим телом? Что-то подобное происходит в случае травмы развития, только боль в основном причиняют душевную. Человек вырастает, привыкая к этой боли, убеждая себя в том, что боль – это проявления любви и заботы, или в том, что это он такой неуклюжий и сам виноват, что он это заслужил, подумаешь, синяк какой-то, на такие мелочи только эгоисты обращают внимание. О том, что такая ситуация – ненормальна и вредна, напоминают неудовольствие собой, своей жизнью, апатия, чувство брошенности и ненужности.
Травма развития влияет на наше отношение к себе, к жизни, к миру и к будущему. У травмированного человека образ себя размыт, он собран из чужих, чаще негативных, оценок окружающих, ему не на что опереться, не у кого искать защиты, у него нет пространства для своих эмоций и их выражения. Все это влияет на способность выстраивать близкие и долговременные отношения, отношения, приносящие спокойствие и поддержку. Травмированный человек не видит будущего, в лучшем случае, он рассчитывает, что когда-нибудь будет не настолько больно и успокаивает себя тем, что так живут многие.
Обычно в своих заметках и статьях я даю хоть небольшие рекомендации или наметки, куда двигаться, чтобы стало лучше и легче, но не сегодня. В случае с травмой развития единственный путь избавления – обратиться к психологу или психотерапевту. Самостоятельные попытки исцеления здесь – как попытка сделать операцию самостоятельно. Сложно, болезненно, с риском потери сознания и с осложнениями. Единственное, что могу порекомендовать – просите о помощи, ищите Вашего специалиста и будьте счастливы, несмотря на прошлые травмы!
P.S. Надеюсь, это мероприятие Вам поможет: https://www.facebook.com/events/1310405849077078

Комментариев нет:

Отправить комментарий