22 июл. 2017 г.

Страх ты мне или не страх?

Все мы чего-то боимся: плохо выглядеть в глазах других людей, не справиться с важной задачей, темноты, высоты, разных животных, да мало ли чего. Большинство так называемых страхов обычно называют «социальными». Уже из названия понятно, что это опасения, вызванные угрозой моему положению в обществе, ситуациями общения с другими людьми или социальной коммуникации (например, общение из социальных ролей «начальник-подчиненный», «муж-жена», «учитель-ученик» и т.д.). В чистом виде такие страхи и страхами назвать сложно. Страх – это эмоция, предупреждающая нас об опасности, угрозе жизни или здоровью. Разве страх общения с новыми людьми может угрожать моей жизни? Или страх сменить работу? А страх провалить экзамен? Вроде бы нет. Тогда чего же мы боимся на самом деле?
            Дело в том, что мы с вами воспринимаем социальные ситуации порой как более важные, чем состояние физического здоровья. Для большинства людей нет большой разницы, закончится ли моя жизнь как физическое существование или как мое пребывание в социуме в какой-либо роли. Это все равно завершение, «маленькая смерть», и она может пугать не меньше, чем смерть настоящая. А если учесть, что в основном, признаться в таких страхах стыдно (ну кто же посочувствует тому, что ты боишься публичных выступлений или своего начальника?), человек остается со своей проблемой один на один. И чем дольше о таких «странностях» молчат, тем сложнее с ними жить.
Что же может скрываться за такими страхами?
Эмоциональная некомпетентность. Это настоящий бич современного человека. Нас обычно не учат тому, как называются и проявляются эмоции и чувства, поэтому мы обозначаем их каким-то словом, и живем, свято веря, что мы именно «боимся». Хотя страхом часто называют волнение, раздражительность, рациональные опасения, тревогу, стыд и даже агрессию. А еще чаще бывает так, что за словом «страх» скрываются несколько эмоциональных состояний сразу. Просто у человека в лексиконе нет названия этим эмоциям, и все неприятные ощущения попадают в категорию «страх». Такие страхи легко проходят, когда я начинаю прислушиваться к своему состоянию и отличать, что я на самом деле сейчас чувствую, с чем связано мое состояние, почему оно возникло, как развивается, насколько поддается моему влиянию.
Выученная беспомощность. Здесь уже сложнее. Выученная беспомощность – это, по сути, отсутствие опыта самостоятельного решения проблем. Наверное, у каждого в окружении найдется человек, который боится «всего»: самому поехать куда-нибудь (речь идет не о другом городе, а о поездке в торговый центр), самому подать документы в какое-то учреждение, самому прийти на важную встречу, самому выбрать одежду и т.д. В норме, ребенок учится делать такие вещи по мере взросления. Но если он растет в семье, где за него стремятся сделать все родители, то к моменту взросления необходимого и привычного другим взрослым опыта у него просто не будет. А если еще при этом родители сопровождают свои действия объяснениями вроде «так страшно стало ездить, столько аварий на дорогах» или «эти кроссовки просто ужас, ничего без нас путного купить не можешь»? Так и получаются выросшие дети, для которых любое самостоятельное решение смерти подобно. Ведь что-то делать самому – опасно, так говорят люди, которым я доверяю. А если я что-то сам и сделаю, то получу в ответ критику и насмешки – и это тоже опасно, я лишусь поддержки. А поддержка у меня бывает только, если я принимаю чье-то авторитетное мнение. В такой ситуации выход: постепенное взросление и сепарация. Правда, есть сложность, - окружение такого взрослого ребенка, как правило, не очень хочет отпускать его в «свободное плавание». Но, при желании, возможно все. 
Нежелание что-то делать. Бывает, что людям неудобно отказать в просьбе, сложно объяснить, почему нет желания выполнять обязанности, стыдно сказать, что чего-то не знаешь или не умеешь. В таких ситуациях легче сказать, что «мне страшно», «я боюсь», чем признаться в своем незнании или отказать. Но при этом сам человек часто верит, что он действительно чего-то боится, вот только не может определить точно чего. Ведь ситуации меняются, и в каждой новой ситуации он боится чего-то нового. Общее же во всех этих историях – нежелание что-то делать. Как правило, когда начинаешь признавать, что ты не Господь Бог, от тебя не все зависит и вообще-то вполне нормально не знать всего на свете, такой «страх» уходит.
Неявные (вторичные) выгоды. Здесь речь идет о том, что «я боюсь» помогает человеку получать какие-то бонусы. Как правило, это повышенное внимание, защита, забота или поддержка, которые в обычном состоянии он не получает. Например, если я боюсь темноты, меня никогда не попросят принести что-нибудь из темной кладовой, да еще и пожалеют. Соответственно, как только человек учится получать все эти «плюшки» адекватным для его возраста способом (через просьбу, уверенность в себе, заботу о себе), «я боюсь» в его жизни встречается все меньше.
Влияние окружения. Дети копируют поведение значимых людей, они верят в слова взрослых и для ребенка весь мир – и реальный, и воображаемый – существует на самом деле. Поэтому, когда родители абсолютно серьезно рассказывают, что непослушных детей забирает злой бабай, бармалей и прочие страшилки, ребенок в это верит. Точно так же он верит, когда родители рассказывают ему о том, что собака, машина, высокая горка и т.д. – опасно и страшно. Такие рассказы вполне способны сформировать у ребенка реальный страх, даже если его собака никогда не кусала, а через дорогу он ходит только по подземному переходу. Второй путь влияния окружения – это когда дети копируют поведение сестер, братьев или родителей. Если при виде муравья, Вы выскакиваете на стул и громко кричите «Помогите!», ребенок со временем будет реагировать также. Механизм достаточно прост. Вы – большой и всемогущий взрослый (по крайней мере, в глазах ребенка) – при виде комашки демонстрируете страх, значит это действительно страшно. Затем ребенок начинает повторять поведенческие реакции, а они уже, совместно с верой вашим словам и действиям, запускают эмоцию страха (или отвращения, но ведь мама сказала «страшно», значит я буду называть это состояние «страхом»).
Еще один механизм влияния окружения – нарочитое избегание каких-то мест или людей. При этом, естественно, с проговариванием ребенку, что там опасно, жутко, тревожно (список продолжите сами). Раз Вы этих мест избегаете, то ребенку это и подавно следует делать. Вырастая, такой ребенок даже не задумываясь, будет повторять Ваше поведение, аргументируя его страхом и опасностью. Иногда даже очень рационально его объясняя. Выход из этого положения – поведенческие эксперименты, проверка вероятности опасности и рациональный анализ ситуации, например, при помощи квадрата Декарта.
Ну и последний пункт, когда страх – не совсем страх.
Социальная некомпетентность. Новые ситуации или серьезные изменения в жизни всегда вызывают волнение, опасения, иногда тревогу. Особенно, когда мы не знаем, как поступить, что сделать, принесут ли наши действия результат. Часто такое состояние мы называем «страхом». Проще, конечно, проконсультироваться со специалистами, или людьми, которые делали что-то подобное. А что если в окружении таких людей нет? Или я уже какое-то время думаю о грядущем и мои эмоции, волнение, тревога, мешают мне даже вспомнить о таких людях? Тогда я остаюсь со своей проблемой внутри. И чем дольше она находится внутри меня, тем сложнее принимать решение, мыслей много, структурировать их сложно, напряжение снять и вовсе нереально. В такой ситуации хорошо помогает простой способ: выписать на бумагу ситуацию, сформулировав ее в одно предложение («хочу сменить работу», «нужно пойти к зубному», «хочу выучить иностранный язык» и т.д.). Потом задать себе вопрос: «Что для этого нужно сделать?» и записать ответы, например, «написать резюме, просмотреть вакансии, выбрать те, которые мне подходят, узнать требования к кандидатам, разослать резюме по фирмам, подготовиться к собеседованиям». Такой перевод проблемы в задачи снимает лишнюю напряженность и позволяет увидеть четкий план действий. Собственно, остается только ему следовать.
Как видно, от таких «страхов» избавиться довольно легко. Но бывают и другие ситуации: страхи, вызванные прошлым травмирующим опытом или связанные с неустранимыми из жизни явлениями (одиночеством, неопределенностью, смертью). Подробнее о них в следующей статье.

P.S. Если Вас интересует технология и техника работы со страхами, добро пожаловать на живой модульный он-лайн курс «Страх, тревога, стыд, травма в работе психолога».
Подробности по ссылке: http://i2mecv7r.plp7.ru/
            или на Facebook: https://www.facebook.com/events/333552877082348

Комментариев нет:

Отправить комментарий