16 мая 2011 г.

Жизнетворчество как творческий процесс

Актуальность. Идеи о жизни как творчестве и произведении искусства оформились в среде творческой интеллигенции второй пол. ХІХ – начала ХХ вв. и до недавнего времени оставались предметом осмысления литературоведения, культурологии и философии. С недавнего времени проблема человека как сознательного творца собственной жизни стала предметом изучения психологии, что вызвало ряд попыток определения природы данного феномена.
Цель статьи заключается в обосновании возможности отнесения феномена жизнетворчества к творческим процессам.
Анализ литературы по данной проблеме. Обращение психологов к этой идее было подготовлено возросшим после Второй мировой войны интересом к феномену жизни человека и постановкой вопроса о возможности его ответственности за жизненный путь. «Сократический поворот»[1] в психологии послевоенного времени способствовал возникновению направлений, предметом изучения которых выступала личность, проявляющая активное, творческое начало в ходе реализации своей жизни. Протест против «бессубъектной» психологии возник в экзистенциальной философии. Ж.-П. Сартр, сформулировав «первый принцип экзистенциализма», обозначил основную проблематику послевоенной психологии активного субъекта, автора, психологии «Я»: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» [18, с. 15]. Выполняя сартровскую программу, в центр научных интересов представителями гуманистического и экзистенциального направления (А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл) была поставлена личность (человек), выступающая, при определенных условиях, творцом своей жизни.
Жизнетворчество «в чистом виде» в зарубежной психологии практически не рассматривалось, тем не менее, гуманистически и экзистенциально ориентированные психологи в той или иной степени затрагивали проблему творения своей жизни,  исходя из убеждения в том, что «личность создает свою собственную реальность, начиная изнутри, а не снаружи» [16, с. 26]. Подобная установка на причинность человека в осуществлении своей жизни, как правило, находит корректировку в научных работах русских и украинских авторов, указывающих на включенность человека в социум и его якобы «ориентированность» на общественные ценности (Славская, Логинова, Сохань, Олексюк и др.). Здесь человек как причина выступает в усеченном виде, он волен быть автором своей жизни в рамках «социального заказа» общества, и только такое идеализированное авторство признается жизнетворчеством. При этом забывается, что все влияния общества на личность «опосредствуются складывающимися у нее в ходе активного взаимодействия со средой психическими процессами и свойствами» [6, с. 106] и что «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется» [15, с. 106].
Объединение жизненного пути и творчества личности одним из первых совершил представитель направления «поступка» В.А. Роменець [11, с. 83]. Творчество жизни разрывает формальную причинно-следственную связь жизненного пути, открывает возможность поступкам как уникальным граничным переживаниям, совмещающим в себе завершение одного этапа личностного развития и начало следующего [11, С. 385-386]. Для В.А. Роменця граничными переживаниями, определяющими поступок как начало творения себя, выступают базовые экзистенциальные категории «покинутости» (одиночества) и «страха». Однако, подход В.А. Роменця утверждает, в отличие от смирения экзистенциализма его времени, возможность за-предельного (за пределами граничных переживаний) творения человеком жизни, которая всегда будет оставаться незавершенной и несовершённой и иметь началом самого человека.  
Жизнь как творчество рассматривалась также в концепции жизнетворчества Л.В. Сохань, которая основывалась на деятельностном подходе. Появление самого термина «жизнетворчество» в психологии связано с этой концепцией. Л.В. Сохань определяла жизнетворчество как осуществление творческой продуктивности личности в «материале» собственной жизни [12, c. 59]. Жизнетворчество, представляя особый вид творчества, является выражением свободы проявления личности, ее сознательного преобразования своего жизненного пути и самого себя [12, с. 8, 14]. При объяснении процесса жизнетворчества автор, по аналогии с художественным творчеством, вводит понятие «замысел жизни» как некое жизненное «кредо» личности, как главный жизненный вектор, выработанный на основе ценностных жизненных выборов и отражающий ее смысл жизни [12, С. 46-47].
Интегральным компонентом жизнетворчества как процесса при этом выступает «жизненная программа» личности, понятие, которое Л.В. Сохань и М.В. Кирилова раскрывают как установку личности на выбранный нею тип социального поведения, степень активности и творчества в деятельности, а также ориентацию на стиль жизни, «т.е. способ деятельности на основе реализации внутренних побуждений, собственного понимания обязанностей, ответственности в процессе достижения жизненных целей и реализации выбранного жизненного пути» [5, с. 6]. 
Используя наличие/отсутствие «замысла» и творческую активность как критерии, выделяется несколько стилей жизни (традиционный, репродуктивно-наследуемый, престижный, демонстративный, индивидуально-творческий). Среди них к творческим относят только два: демонстративный и индивидуально-творческий. При этом, учитывая степень сохранения индивидуальности и самобытности внутреннего мира человека, первый стиль относится к псевдотворческому, а второй – к собственно творческому. Таким образом, собственно творческим является тот стиль жизни, который выступает гармоничным проявлением жизненного замысла как квинтэссенции духовных (мировоззренческих, ценностных, смысловых) измерений человека.  
И.Г. Ермаков [4], развивая взгляды Л.В. Сохань, сделал попытку выделить основные характеристики жизнетворчества, выступающие одновременно в качестве его условий и результатов. Ситуация совпадения характеристик, условий и результатов процесса жизнетворчества, обусловлена спецификой феномена жизни человека, в которой они выступают в неразрывном взаимодействии и взаимном влиянии. Так, смысл на разных этапах жизненного пути может выступать как его результат (продукт), который затем становится условием осуществления жизнетворчества, и который может характеризовать сам этот процесс как о-смысленный. Согласно И.Г. Ермакову, процесс жизнетворчества предполагает: а) осмысление человеком своего предназначения; б) разработку жизненной концепции и жизненного кредо; в) сознательный выбор жизненных целей и оформление их в жизненную программу, жизненный план; г) наличие необходимых условий для самореализации сущностных сил; д) уровень социальной и психологической зрелости; е) ответственное отношение к своей жизни и к самому себе [4, с. 5].   
Другой представитель данной школы, М.В. Левченко, определяет жизнетворчество как процесс реализации стремления человека к развитию, совершенствованию, выявлению всех способностей организма и личностного «Я» [8, с. 95]. Среди характеристик (условий) жизнетворчества выделяются отсутствие опыта, экстанциональность и объективность внутреннего оценивания, т.е. открытость новому и развитая саморефлексия.
По мнению Ю.А. Репецкого [14, с.107], одной из характеристик жизнетворчества является неалгоритмичность его как процесса и неопределенность возможности получения его продукта.
Определение жизнетворчества, внешне схожее с соханевским, позднее было дано С.Р. Яголковским. Согласно его мнению, жизнетворчество представляет собой творческую деятельность в построении своей жизни, объектом которой становится сам человек, а результатом может оказаться эмоционально насыщенная, полноценная жизнь самого субъекта [17, c. 67]. Следует указать на некоторую неточность определения С.Р. Яголковского. Так, выделяя человека объектом жизнетворчества, автор оставляет неопределенной позицию субъекта этой деятельности. Введение субъекта происходит при присвоении ему результата жизнетворческой деятельности как процесса. Таким образом, исходя из позиции автора, можно сказать, что человек является пассивным полем для воздействия сил жизнетворчества (субъект которых либо не определен, либо приравнивается к ним). Парадоксальность ситуации заключается в том, что творчество жизни невозможно без сознательной преобразовательной активности человека (т.е. без позиции личности как автора, творца, а в терминах естественно-научной парадигмы – субъекта). Без человека как субъекта, инициатора процесса, существование личности-творца ставится под сомнение, т.к. само творчество превращается в субъект, использующий человека для своей реализации, как бы «паразитирующий» на нем. Причем результатом жизнетворчества как субъекта оказывается становление жизни субъекта (видимо, все-таки человека) как носителя активности. Подобный подход вполне вписывается в ставший уже традиционным в психологии принцип от социального к индивидуальному, критика которого последовательно проводится как в деятельностном, так и в субъектном подходах. Включенность личности-автора в процесс жизнетворчества обуславливает переход ее статусов (позиций) от субъекта жизни к ее объекту, от инициатора процесса жизнетворчества к его результату, инициирующего дальнейшую смену позиций и развитие этого процесса. Следует также отметить невозможность одномоментного нахождения личности в различных статусах (позициях), что известно еще со времени становления неклассической физики, а в психологии – со времени критики интроспекционизма: в ситуации познания феноменов внутреннего мира личности (объекта) происходит столкновение с принципиальной неустранимостью наблюдателя (субъекта) из ситуации наблюдения. Несмотря на указанные недостатки, одним из достоинств определения С.Р. Яголковского является указание на неопределенность наличия результата жизнетворчества как процесса, что, впрочем, подчеркивают многие исследователи данного явления.
В отличие от представителей школы жизнетворчества, представители других направлений развивали проблематику творчества жизни в рамках психологии личности, психологии жизненного пути и психологии творчества.
Так, Т.М. Буякас [2] подчеркивает взаимосвязь проблемы самоопределения личности с проблемой становления человека автором своего жизненного пути. Самоопределяясь, «человек пробуждается для жизни и раскрывает свой творческий потенциал», становясь свободным «творцом своей жизни» [2, с. 29]. Характеризуя процесс жизнетворчества, Т.М. Буякас указывает на необходимость включенности личности в творческий процесс, которая проявляется в переживании личностью состояния «здесь-и-сейчас» как истока перспектив ее развития [2, с. 30]. Другая важная характеристика процесса жизнетворчества – осмысленность: «только выход на уровень смысла… дает человеку шанс вырваться из тюрьмы причин и следствий и самому стать источником своего поступка – поступка, которым он о-существляет себя» [2, с. 33]. Эта позиция близка позиции В.А. Роменця, рассмотренной ранее. Основное отличие ее заключается в придании особого значения соотнесения личности себя с предельными смыслами (свободой, совестью и др.), что делает возможность «встречи с собой», точки «истины» своего существования «здесь-и-теперь», в которой разворачивается активность себя «вновь рожденного», т.к. каждый раз все конкретно и ново, и «не имеет никакого значения, каким образом сложилась вся предшествующая цепь событий, приведшая нас к тому состоянию, в котором мы должны действовать» [9, с. 118].
А.С. Сухоруков определяет жизнетворчество как особую форму развития личности, ее смысловой системы, выделяя в качестве проявления жизнетворчества решение «задач на воплощение потенциального», в которых личность реализует способность к трансценденции. 
В психологии жизненного пути определение жизнетворчества связано с использованием категорий «деятельность» и «стратегия». С позиций деятельностного подхода жизнь человека определяется как особый тип деятельности (жизнедеятельность), а жизнетворчество – как особый вид или уровень жизнедеятельности.
Развернутый анализ жизненных стратегий дан О.С. Васильевой и Е.А. Демченко [3]. Под стратегией жизни авторы понимают «такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной… главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла» [3, С.74-75]. Наиболее важными характеристиками являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, а также особенности системы ценностей и отношений человека, что является развитием идей К.А. Абульхановой-Славской [1, с. 290.]. Основными признаками жизненной стратегии здесь являются выбор способа жизни, разрешение противоречия между ожидаемым и наличным, создание условий для самореализации, творческий поиск.
Особое внимание О.С. Васильева и Е.А. Демченко уделили рассмотрению стратегии творчества, которая предполагает способ жизни «здесь-и-теперь». «Стратегия творчества – это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни, опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья» [3, с. 78]. Таким образом, в характеристиках процесса жизнетворчества авторы выделяют смысловую и ценностную составляющие, при этом занижая значимость осознанности самого процесса.
Согласно мнению Л. Костюченко, «жизнетворчество, являясь практической формой реализации стратегий жизни и осуществлением принципа сознательного отношения человека к жизни как творчеству, находит свое выражение в системе взаимосвязанных и перманентно обновляющихся представлений человека» [7]. При этом стратегии автор определяет как «способ рационального и осознанного отношения к жизни как полю конструктивных возможностей человека как личности». Вслед за Ю.М. Резником она выделяет две стратегии жизнетворчества: стратегию миротворчества и стратегию экзистенциального творчества жизни [13].
По мнению Т.Е. Резник, «жизненная стратегия личности как комплексный мотив деятельности включает в свою структуру следующие компоненты: образ будущего («мечту»), смысл жизни, ценности, нормы и принципы поведения и, наконец, жизненные цели», тогда как Ю.М. Резник определяет стратегии жизни как «динамическую систему перспективного ориентирования личности, направленную на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте». В своих работах Ю.М. Резник и Т.Е. Резник выделяют три стратегии жизни:
-         стратегию благополучия (жизнеобеспечения), при реализации которой смыслом жизни становится приобретение и потребление жизненных благ;
-         стратегию успеха (жизнестроительства), при реализации которой смысл жизни заключается достижение признанных результатов своей общественно значимой деятельности;
-         стратегию самореализации (жизнетворчества) как реализацию практической и осознанной установки личности на творческое изменение и преобразование жизни; при этом в качестве смысла жизни выступает свобода и творчество.
Учитывая сложность изучения стратегии самореализации (жизнетворчества) Т.Е. Резник и Ю.М. Резник выделяют несколько вариантов ее реализации. По характеру ориентации творческой деятельности человека они предлагают выделять стратегию миротворчества (миросозидания) и стратегию экзистенциального творчества жизни.
Особенностью миротворческой стратегии является то, что смыслом жизни становится созидание мира как жизненного мира, т.е. мира структурированных значений, символических представлений, объективаций, создаваемых личностью совместно с другими людьми и, возможно, ради этих людей.
В качестве особенности стратегии экзистенциального творчества жизни авторы выделили то, что мир существует для человека исключительно как его собственное бытие, при этом не указав на остальные характеристики стратегии (образ будущего, смысл жизни, ценности, нормы, принципы поведения и жизненные цели). Можно предположить, что, согласно мнению авторов, стратегия экзистенциального творчества жизни должна была по своим характеристикам быть противоположной стратегии миротворчества. Однако, ни подтверждений, ни опровержений этого предположения в работах указанных авторов не содержится. 
Изложение основных результатов исследования теоретической проблемы. Сравнивая основные характеристики жизнетворчества и творческого процесса, можно сделать вывод о совпадении значительного их количества. Так, сущностными характеристиками творческого процесса являются: его преобразующий характер, неопределенность возможности получения нового продукта, неалгоритмичность самого процесса творчества, значительная вариативность временных рамок протекания процесса, включенность инициатора творчества в процесс. Эти же характеристики являются сущностными для процесса жизнетворчества, что позволяет определить его как творческий процесс.
Таким образом, при определении жизнетворчества речь идет о включенности инициатора (творца, автора, субъекта) в нестереотипный, не имеющий внешне регламентированных временных рамок, носящий преобразовательный характер процесс, потенциально приводящий к получению объективно или субъективно качественно нового продукта (материального или идеального).
Определение жизнетворчества как творческого процесса позволяет использовать для его изучения достижения психологии творчества. Так, в рамках психологии творчества особое место занимает концепция В.А. Моляко, рассматривающего творчество как деятельность, способствующую созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данной личности (субъекта) [10, с. 21]. Переживание личностью творчества в такой трактовке выступает процессом рождения не столько объективно, сколько субъективно новых ценностей. Центральное место в данной концепции отводится стратегиям – «психологическим программам деятельности, включающим и логические составляющие, и интуитивные компоненты, и … проявления «ситуационной футурологии», базирующиеся как на точных, так и на размытых данных, ощущениях, смутных чувствах» [10, с.10]. В.А. Моляко выделяет пять стратегий творческой деятельности, экстраполяция содержания которых на жизненный путь личности, позволяет охарактеризовать их следующим образом.
1.Стратегия аналогизирования связана с использованием уже известной модели жизненного пути или его части, не сводимая к копированию ранее созданного, предполагает внесение нового в аналог или использование известной модели жизненного пути в других условиях и по-новому.
2.Стратегия комбинирования заключается в различных перестановках, изменении жизненных ситуаций, собственно комбинирования отдельных компонентов известных жизненных путей.
3.Стратегия реконструирования проявляется в построении жизненного пути противоположного ранее известному, она связана с поиском действительно отличного, нового, касается ли это отдельной жизненной ситуации или всей жизни в целом. Она предполагает построение жизненного пути по «протестному типу» или «диалектическому» типу, причем в первом случае жизненный путь строится исходя из отвергания прошлого, известного, а во втором – реализуется диалектический принцип отрицания отрицания.
4.Универсальная стратегия предполагает относительно равномерное применение аналогизирования, комбинирования и реконструирования, причем каждая стратегия применительно к построению жизненного пути является относительно паритетной по отношению к другим.
5.Стратегия спонтанных действий, случайных подстановок осуществляется тогда, когда нет доминирующей стратегии, а поиск осуществляется как бы вслепую, без плана, без определенной логики, по случайному ориентиру или методом проб и ошибок. Представляется, что применительно к жизни данная стратегия наиболее схожа с подростковым «экспериментированием», когда четкие жизненные ориентиры еще не выработаны.
Выводы. Сравнивая основные характеристики жизнетворчества и творческого процесса, можно сделать вывод о совпадении значительного их количества. И в том, и в другом случае речь идет о включенности инициатора (творца, автора, субъекта) в нестереотипный, не имеющий внешне регламентированных временных рамок, носящий преобразовательный характер процесс, потенциально приводящий к получению объективно или субъективно качественно нового продукта (материального или идеального).
Определение жизнетворчества как творческого процесса позволило использовать для его изучения достижения психологии творчества. На основе развития стратегиальной концепции творчества было выделено 5 стратегий жизнетворчества: аналогизирования, комбинирования, реконструирования, универсальная стратегия и стратегия спонтанных действий.

1.     Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 301 с.
2. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности. //  Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С.28-39.
3. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С.74-85.
4. Єрмаков І.Г. Педагогіка життєтворчості // Школа життєтворчості особистості: Науково-методичний збірник / Ред. кол.: В.М. Доній (голова), Г.М. Несен (заст. голови), І.Г. Єрмаков (наук. ред.) та ін. – К.: ІСДО, 1995. – С. 3-10.
5.     Инновационные процессы в системе образования: Сб. науч. труд. – М.,1992.
6.     Костюк Г.С. Вводный доклад по проблеме личности в философском и психологическом аспектах. / В кн.: Личность. Материалы обсуждения проблем личности на симпозиуме, состоявшемся 10-12 марта 1970 г. в г. Москве. – М., 1971. – С. 105-116.
7.     Костюченко Л.Г. Проблема творчества жизни человека (социокультурные аспекты) // Ломоносовские чтения 2004 г.: «Россия и социальные изменения в современном мире»: Сб. стат. преподавателей. – Т. №1. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0lomon--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&cl=CL3.1&d=HASH56d6416d31ea77d4c10cce.19&gc=0
8. Левченко М.В. Арт-терапія, або Реабілітація творчістю. // Школа життєтворчості особистості: Науково-методичний збірник / Ред. кол.: В.М. Доній (голова), Г.М. Несен (заст. голови), І.Г. Єрмаков (наук. ред.) та ін. – К.: ІСДО, 1995. – С. 95-100.
9.     Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. – М.: Аграф, 2002. – 320 с.
10. Моляко В.А., Рыбалка В.В. Психологические аспекты подготовки к труду и развитие способностей личности в условиях непрерывного обучения. // Научно-технический прогресс и творческий потенциал человека. / Отв. ред. Л.В. Сохань, Р.А. Ануфриева; кол. авт. – К.: Наукова думка, 1988. – С. 175-179.
11. Основи психології: Підручник. / За ред. О.В. Киричука, В.А. Роменця. – 5-е вид. – К., 2002. – 632 с.
12.  Психологія і педагогіка життєтворчості: Навч.-метод. посібник / Ред. рада: В.М. Доній (голова), Г.М. Несен (заст. голови), Л.В. Сохань, І.Г. Єрмаков (наук. ред.) та ін. – К., 1996. – 792 с.
13. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование. // Социологические исследования. – 1996. – № 6. – С. 110-119.
14. Репецький Ю.А. Рефлексія як шлях до продуктивного самовизначення. // Школа життєтворчості особистості: Науково-методичний збірник / Ред. кол.: В.М. Доній (голова), Г.М. Несен (заст. голови), І.Г. Єрмаков (наук. ред.) та ін. – К.: ІСДО, 1995. – С. 105-111.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
16. Фанч Ф. Пути преобразования. Общие модули процессинга: Пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 1997. – 368 с.
17. Яголковский С.Р. Эмоции в творчестве. // Мир психологии. – 2002. – № 4 (32). – С. 65-71.
18. Sartre, J.-P. Existentialism and Human Emotions. – N.Y.: Citadel Press, 1984. – 96 р.



[1]выражение М.К. Мамардашвили, означающее переломные моменты в истории культуры и науки, обусловленные обращением к вопросу о сущности человека и его бытии в мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий