24 апр. 2017 г.

Я б в психологи пошел




О психологическом образовании и о том, что делать, чтобы стать профессионалом от психологии, не писал, по-моему, только ленивый. Какое-то время я только лайкала посты, наиболее созвучные с моим видением ситуации, а теперь наконец-то смогла сформулировать, зачем чаще всего приходят учиться на психолога и какие ошибки могут допускать в процессе обучения. Так что студенты-психологи, психологи, начинающие практику, психологи, умудренные опытом, и просто те, кто интересуется психологией, разберем самые популярные мифы, приводящие в психологию. А заодно посмотрим, что можно сделать, чтобы жить стало лучше, даже при наличии диплома об этом самом психологическом образовании.
Миф 1. Чтобы разбираться в людях, надо быть психологом. – Открою секрет, вот совсем не обязательно. Опыт и мудрость – вот что позволяет разбираться в людях. Ведь большинство знаний из социальной психологии только выкристаллизовывают то знание, которое уже имеется. Не зря, когда читаешь об открытиях из этой сферы, так часто проявляется эффект узнавания, вроде «Точно, чувствовал, что это так, но сформулировать не мог». Конечно, Вы сэкономите время, зная эти законы, но простое их знание без осознания и перевода в опыт тоже ничего Вам не даст. Иначе рискуете стать героем поговорки «Если ты такой умный, почему такой бедный?» или как часто говорят сами выпускники «Вот я все это знаю, а что теперь со всем этим делать?». С этим мифом связана проблема коммуникации с людьми. Знаю массу людей, прекрасных исследователей, краснодипломщиков от психологии, абсолютно беспомощных в живом общении, не умеющих ловить сигналы собеседника, стесняющихся и краснеющих при попытке устроиться на работу и т.д. Научиться общаться можно только на практике, и если хотите разбираться в людях, общайтесь, наблюдайте за людьми, задавайте себе вопросы о том, с чем связаны реакции человека: с Вами лично, с Вашим поведением, манерой общаться или с его переживаниями и состоянием. Не стесняйтесь уточнять и прояснять реакции для себя. Так теория начнет понемногу становиться не просто информацией, а знанием, осознанным и пропущенным через Ваш опыт. Чем больше опыта общения с людьми из различных сфер, чем шире Ваша сфера взаимодействия, тем больше опыта, и тем лучше Вы будете понимать других людей. Кстати, любая информация о невербальных проявлениях эмоций, о языке жестов, мимике и микромимике будет в помощь. Разумеется, не все будет так, как в книгах написано, но со временем, навык наблюдения и получения обратной связи перейдет в автоматизм, и тогда пресловутое «разбираться в людях» станет реальностью, а не обманутым ожиданием.
Миф 2. Я выучусь на психолога, и исправлю свою семью. Как вариант присутствует: Пока я учусь на психфаке, я буду терапевтировать своих близких. – Промолчу про выстраданные, не к ночи будь помянутые и многочисленные Этические кодексы, запрещающие эту тему. Остановлюсь на другом. Ну нельзя быть беспристрастным в родственных отношениях, это как быть стоматологом самому себе: больно, неудобно и чревато осложнениями. Более того, если бы Вы обратились с такой проблемой к психологу, он бы сразу сказал, что с себя надо начинать и с собой работать, а с другими, даже если это близкие и родные, - только с их инициативы и согласия. В переводе на русский, нечего причинять добро и наносить пользу окружающим, занимайтесь собой любимыми, или не очень. Почему так? Потому что, как только Вы всерьез изменили что-то в себе, Ваше окружение близкое или не очень на это изменение отзовется. Это самое «отзовется» может превратиться в груду осколочков от «розовых очков» (а никто и не говорил, что будет легко), но через довольно небольшое время глаза привыкнут к разноцветию реальности, и Ваша жизнь качественно изменится. В смысле, изменится ее качество, появится больше осознанности, больше терпимости, больше выборов вместо реакций и сброса эмоций. А там, глядишь, и жертва в человека превратиться при отсутствии спасателя.
Миф 3. Чтобы быть хорошим психологом, я должен досконально изучить теорию. – Разумеется. Вот только про практику забывать не стоит. Пока обучаешься, неважно в ВУЗе на стационаре, на постдипломке, на заочном, осваиваешь новый подход в психологии, перепрофилируешься, сделай девизом: практика – наше всё. Теория нужна, без нее никуда не продвинешься, выйдет профанация и использование техник наугад. Но без наработки навыка консультирования, на профессиональной деятельности придется ставить крест, большой и жирный. Волонтерьте, устраивайтесь на свободный график в центры психологической помощи, на телефоны доверия. Вы получите опыт и супервизию, что поможет быстрее исправить ошибки (ну куда ж без них), отработать эффективные приемы, структурировать консультацию, разобраться в ограничениях при различных видах психологической практики.
Миф 4. Зачем мне теория, буду практикой заниматься. – И это тоже хорошо и надо, но без теории никуда. Иначе рискуете пополнить ряды астрологов-психологов и заработать соответствующую репутацию. Открою еще один секрет: чтобы в рамках консультирования провести встречу с клиентом, Вам понадобятся знания из психофизиологии, физиологии центральной нервной системы, общей, возрастной, дифференциальной, семейной психологии, как минимум. Да, еще и профессия отпечаток откладывает, и условия в каждой профессии разные. Методология, второе название которой философия психологии, тоже не повредит, и вот почему. Захотите Вы, например, использовать новую технику в работе с клиентами, а она с одним «на ура!» пройдет, а второй ее никак не воспримет и сопротивляться начнет. То ли я как психолог плох, то ли клиент не очень. А все просто: не все техники совместимы в рамках одной встречи/сессии, не все подходят для формата консультаций, есть даже такие, которые друг другу противоречат и сводят на нет результаты Вашей работы и клиентских стараний. Это как одновременно давать клиенту стимуляторы и снотворное. Чтобы не путать горячее с мягким, методология ой как пригодится, вместе с основами индивидуальной и групповой работы в рамках консультации и психотерапии.
Миф 5. Чтобы быть хорошим психологом, мне нужно читать психологическую литературу, ходить на психологические семинары и обращать внимание только на все «психологическое». – Если психология для Вас вариант сбежать из жизни в профессию, тогда да. Если же еще и жить хочется, то придется искать гармонию между тем, что для работы, и тем, что для жизни. Конечно, изолировать эти части не выйдет, да оно и не требуется. Любую книгу можно читать, раскрывая новые смыслы, в том числе и психологические. Любые психологические знания, если мы их перевели в опыт (пропустили через себя и применяем в жизни), помогут нам в семье, в общении с другими людьми, в творчестве. Таких вариантов перенесения опыта из одной сферы в другую – масса, ограничения только в нашей фантазии. И совсем не обязательно отказывать себе в просмотре фильма по причине «непсихологичности» оного. Качественный кинематограф для эстетического удовольствия еще никто не отменял, как и другие виды искусства, релакса и прочего.
Миф 6. Когда я стану психологом, я смогу так же круто, как тот мэтр на мастер-классе, разложить все по полочкам. – Сможете, только не с клиентом. С клиентом мы в основном слушаем и спрашиваем. А по полочкам раскладывать – клиентская задача. Наша задача, у клиента спросить, есть ли у него эта самая полочка, есть ли что на нее поставить, какого оно качества, хочет ли он с полочки чего-то убрать, в готовой раскладке что-то изменить или добавить. Допустим, хочет. Тогда опять вопросы, а что именно, куда добавлять будем, может еще полочку прикупить или настрогать, как в интерьер впишется. И самое главное, Вы начнете кайфовать от того, что это не Вы разложили все по полочкам, а клиент сам смог такую красоту у себя на полочках сделать. 
Миф 7. Если я поступил на психфак (на обучающий курс с сертификацией, на мастер-классы), я буду хорошим психологом. – А вот и нет. Вариант «пусть меня научат» не для этой профессии. Придется самому пройти психотерапию, разобраться со своими проблемами, выбрать направление, в котором начнешь работать, придется постоянно что-то искать, дорабатывать, читать, смотреть, ездить на конференции, и снова прорабатывать свои проблемы, посещать супервизии, советоваться с коллегами, читать. В общем, как у программистов, - «если цикл завершен, то начать цикл сначала». И это в любой профессии, если Вы хотите быть профессионалом. Если хотите иметь только то, что в программе любого обучающего курса, то и специалист Вы будете такой же. Можно сколько угодно ругать систему образования, а можно заниматься самообразованием, личностным и профессиональным ростом. Что Вам ближе, решать Вам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий