1 июл. 2011 г.

Подводные камни первой консультации (Как выбрать психолога-2)


Итак, после телефонного общения с психологами, мы все-таки выбрали того (или тех), кого решили осчастливить своим визитом. Как мы уже говорили, эта встреча – решающая в выборе психолога. Так на что же стоит обратить внимание будущему клиенту?

Во-первых, грамотность и доступность для понимания речи психолога. Требование грамотности связано с тем, что психолог большую часть времени работает словесно (вербально). Если он не может сформулировать свою мысль, как он сможет донести ее до вас? Теперь о доступности для понимания. Если психолог заявляет вам что-то в духе: «Ваша проблема связана с деструктивным сценарным паттерном, вызвавшим когнитивный диссонанс при коммуникативном контакте с сиблингами» (по-русски, «Ваша манера общаться с сестрой приводит к ссорам, т.к. вы друг друга не понимаете»), то вам с ним не по дороге. Вы – клиент, а не профессиональный психолог, и не обязаны иметь такую же теоретическую подготовку. Много «умных» слов, как правило, скрывают всего лишь констатацию вашей проблемы и маленький опыт такого психолога в живом общении. Вам нужен специалист, который может оказать помощь, а не словарь научных терминов.
Во-вторых, комфортность вашего общения. Во время консультаций вам придется много рассказывать о себе, раскрывать свои переживания, сомнения, искренне отвечать на вопросы о себе. Если вам дискомфортно с психологом, он вам не понравился или по какой-то причине вы ему не доверяете, куда проще открыто сказать ему об этом и пойти к другому специалисту. Грамотный психолог поймет вас, а может и подскажет, к кому из его коллег вы могли бы обратиться.
В-третьих, формулировка вашего запроса. На первой встрече психологу необходимо выяснить, в чем вы сами видите проблему, как давно и как часто она у вас проявляется, с чем вы сами ее связываете, чего вы хотите достичь в итоге консультирования или психотерапии, и по каким признакам вы сможете определить, что ваша проблема решена. Если этого не происходит, то возникает вопрос, что же вы будете делать на консультациях?
В-четвертых, точная информация о том, что вы будете делать дальше на консультировании. Это необходимо как вам, так и психологу. Вам – чтобы вы понимали, что происходит и для чего вам это нужно. Психологу – чтобы разработать стратегию работы с вами, учитывая ваши особенности. В некоторых случаях клиенту не говорят о том, на что направлен тот или иной прием, чтобы не спровоцировать "внушенные" переживания. Чаще это касается направленности и целей отдельных специфических приемов, техник и методов консультирования и терапии. Тем не менее, любой квалифицированный психолог сможет вам объяснить, как будет проходить работа над решением проблемы, в чем она будет заключаться и почему он выбрал данный метод для вашего случая.
В-пятых, приблизительная ориентация вас по времени и длительности как всего консультирования (психотерапии), так и отдельных встреч, и точные данные об оплате. Так как скорость решения проблемы зависит не только от психолога, но и от клиента, то точно спрогнозировать длительность бывает трудно. Тем не менее, после того, как психолог узнал подробнее о сути вашей проблемы, он может назвать интервал времени, в течение которого возможно решить проблему (как правило, говорят о количестве встреч в формате: от… до…). Что касается оплаты, то так как платить будете вы, вполне логично, что вы должны знать, сколько вы будете платить и за какое количество консультаций (за каждую консультацию, за каждые пять консультаций, будет ли предоплата и т.д.).
Разумеется, есть и другие маркеры, по которым можно узнать, будет ли продуктивным ваша совместная деятельность с психологом. Надеюсь, что эти несложные рекомендации помогут вам при выборе вашего психолога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий